Туманный колокол

Херсонесский колокол и Нотрдам де Пари - история реальная или вымышленная?

Как сообщило РИА «Новости», 16 апреля 2019 года в Севастополе зазвонил Херсонесский, или Туманный колокол. Этот набат был знаком солидарности с парижанами после страшного пожара в Соборе Парижской Богоматери.
В этой новости говорится сразу о двух значимых для меня реликвиях, и потому хочу написать об этом подробнее.
Древний Херсонес, расположенный на территории Севастополя,  любим мной с детства. В конце 60-х годов, живя неподалеку, мы часто ходили гулять сюда всей семьей. Море, душистые травы, алые маки, белоснежные колонны и колокол на высоком пригорке — так выглядели декорации моих детских игр. В колокол бросали камешки, и он подавал голос. Я не отличалась ни ловкостью, ни меткостью, и все, брошенные мной камешки, пролетали куда-то мимо. К слову, никакой запрещающей таблички в те времена не было.
Конечно же, к Древней Греции колокол не имеет никакого отношения. Его удивительную, богатую событиями историю я слышала не раз — пережил три войны, был в плену…

На поверку же оказалось, что не все в этой истории так просто и однозначно. С первыми нестыковками я встретилась, лишь заглянув в Википедию. «Херсонесский колокол весит 351 пуд (5616 кг). По другим данным вес колокола — около 150 пудов (2450 кг).» Как же это так? Разница в 2 с лишним раза?
История возникновения колокола тоже в разных источниках интерпретируется по-разному. Первая версия заключается в том, что колокол был отлит в Таганроге из турецких трофейных пушек в 1778 году, и в 1803 по приказу императора Александра I  был отправлен в Севастополь в строящийся собор. Не понятно, где он находился целых 25 лет!

Вторая версия более романтична. У берегов Херсонеса попал в бурю и был выброшен на камни небольшой парусник. Благодаря счастливому случаю, все его пассажиры спаслись. Среди них были две сестры, В. А. Алексеева и М. А. Бодлер, которые впоследствии на собственные деньги заказали в Таганроге сигнальный колокол, с тем, чтобы установить недалеко от опасного берега.

На самом колоколе частично сохранилась надпись вязью: «сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд … 1778 года месяца августа… числа». Также на нем изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока, почему-то стоящий на Луне.

Во время Крымской войны 1853—1856 годов колокол был вывезен из оккупированного и разграбленного Севастополя французскими войсками в качестве трофея.

В 1898 году, в Париже русский полковник Лянёков услышал от одного нищего на паперти Собора Парижской Богоматери удивительную историю. Мол, в Соборе висит Севастопольский колокол! После этого началась длительная переписка между военными и церковными ведомствами России и Франции. Волокита тянулась и тянулась. Лишь приближение Первой Мировой войны решило исход этого дела, Франция хотела наладить отношения с Россией, и президент Франции Раймон Пуанкаре возвратил колокол России в «знак союза и дружбы».

Херсонес 1997 год

Колокол был установлен в Херсонесе на монастырской звоннице. В 1925 году монастырь был закрыт, а колокол занял свое место на берегу в качестве сигнального — предупреждать в туман моряков о близости берегов. 
С появлением радионавигации необходимость в сигнальном колоколе отпала. В 60-х годах ХХ века Туманный колокол отправили на покой, сняв язык, чтобы не беспокоил по ночам окрестных жителей.

Позже, уже в 21 веке, язык колоколу вернули, но закрепили его замком, который снимают только в исключительных случаях.
Одним из таких знаковых событий стало его 240-летие 18 августа 2018 года, когда «новорожденному» дали спеть свою песню. 
И вот 16 апреля 2019 года окрестности вновь огласились звоном. Это колокол оплакивал пострадавший в огне Собор, бывший когда-то его пусть временным, но домом.

Херсонес 2009 год

Собирая информацию для этого рассказа, я наткнулась на мнение историка К.Колонтаева, который утверждал, что пленение колокола французами — не более, чем легенда. А сочинил эту историю в 1967 году заведующий отделом раскопок Херсонесского музея-заповедника А.Н.Щеглов. Будучи в плохом расположении духа из-за жары, и желая разыграть некстати нагрянувшего корреспондента газеты «Неделя», он «сымпровизировал на ходу легенду о колоколе, отлитом в Таганроге в 1778 году из бронзы трофейных турецких пушек, о его пленении французами и последующем пребывании в Нотр-Дам де Пари, и о триумфальном возвращении на Родину»… Так возникла легенда, в которую очень быстро поверили все. В действительности же, колокол был отлит примерно в 1890 году, перед завершением строительства Владимирского собора в Херсонесе, то есть на 100 с лишним лет позже, и в Париже никогда не был.

Эту версию подтверждает и путеводитель 1962 года «Херсонес Таврический», где колокол отнесен к XIX веку:

Но как же так?
Ведь на самом колоколе сохранилась надпись с годом изготовления!
А материалы, связанные с возвращением реликвии из Франции?

А как же доказательства, которые приводит в книге «Севастополь и его окрестности» (1986г) известный Севастопольский писатель-краевед, архитектор Евгений Витальевич Веникеев? Он досконально изучил «Дело о возвращении из Франции колокола», хранящееся в Севастопольском городском архиве и обследовал сам колокол, обнаружив на нем и надпись вязью, и изображения обоих святых.

Фото из книги Е.В. Веникеева «Севастополь и его окрестности»

Все-таки история — очень «туманная» наука! Наряду с официальными, в ней всегда присутствуют и альтернативные версии.

Официальная версия все же одна, и она коротко сформулирована на табличке, укрепленной на правой опоре колокола:

Колокол отлит в Таганроге в 1778 году из турецких пушек, взятых в качестве трофея.
На нём изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока.
После Крымской войны был вывезен в Париж, где и находился до 1913 г.
Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.

Херсонес 2011 год

И напоследок фото для тех, кто совсем не в теме, никогда не был в Севастополе и думает, что Туманный колокол раньше не видел. Узнаете?

Поле чудес в Стране дураков. Кадр из фильма «Приключения Буратино»

Один комментарий

  1. Не имея возможности ознакомиться с архивными документами или прямо сейчас осмотреть колокол с пристрастием, спросила мнение друзей из Севастополя. Все они единогласно поддержали официальную версию о французском пленении. А к мнению Константина Колонтаева отнеслись весьма скептически. Среди моих знакомых оказался человек, лично общающийся с этим историком. Мир тесен, а в Севастополе вообще все друг друга знают.  И тут вдруг я поняла, что и мы знакомы. Ну как же, Костя Колонтаев, в одном классе учились, смутно вспомнила я. И немного успокоилась)

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *