08.09.2017
Основная достопримечательность Крита, ради которой мы и прилетели на остров – это Кносский дворец.
Кносс расположен в 4 км от Ираклиона, и в общей сложности не более 9 км от нашего отеля. До дворца можно легко добраться городским транспортом. Мы же решили воспользоваться открытым автобусом системы «Hop on – hop off». Билет на него действует два дня (не обязательно подряд) и стоит 15 евро. Выехали на первом автобусе, по расписанию в 9:40. Как и везде в Греции расписание весьма приблизительное, опоздание на 10 минут считается нормой.
У входа в сувенирный магазинчик Дедала нас встречает Минотавр, получеловек-полубык с обоюдоострой секирой — лабрисом — в руках.
Ко входу во дворец ведет тенистый коридор.
Купили единые билеты на посещение Дворца и Археологического музея по 16 евро.
Сразу за кассами тусуются гиды, предлагающие экскурсии на разных языках (10 евро с человека при группе 8 человек или те же 80 евро при индивидуальном посещении). Получается весьма накладно, так что погуляем без сопровождения.
Проходим через Западный вход мимо трех огромных ям, о назначении которых до сих пор спорят археологи - то ли это хранилище зерна, то ли место для жертвоприношений.
Территория комплекса оказалась на удивление зеленой и местами тенистой, а его размеры превзошли все мои ожидания.
Ничего подобного мы до сих пор не видели ни по масштабам, ни по стилю, ни по возрасту развалин.
Этим камням 4 тыс. лет! Кносский дворец строился с 2000 до 1700 г до нашей эры, то есть немного моложе египетских пирамид.
Дворец был открыт стараниями англичанина Артура Эванса. Мне он представляется тщеславным сыном богатого и известного человека. Учился он не особо хорошо, на службе занимал незначительные должности, по причине сложного характера и слабого здоровья. Но детское увлечение легендой о Минотавре привело его на Крит, где он купил Кносский холм. В этих местах уже проводил раскопки греческий купец и археолог-любитель Минос Калокеринос, который нашел здесь сосуды-пифосы и камни-печати.
Примечательно, что этот участок хотел купить Генрих Шлиман, но его возмутила баснословная цена. Продавец утверждал, что на участке растут 2,5 тыс оливковых деревьев, а в действительности их оказалось чуть больше 800.
Эванса же наличие мертвых душ (то есть оливок) не остановило, он выкупил участок и весной 1900 года приступил к раскопкам. Уже по первым находкам Эванс заключил, что обнаружил следы цивилизации более древней, чем микенская.
А когда обнаружил изображение быка, уверовал в то, что раскопал лабиринт Минотавра. Каждый находит то, что ищет!
И легендарный царь Минос стал «хозяином» Кносского дворца, а критская цивилизация получила его имя и стала называться «минойской».
Архитектура дворца совсем не похожа на греческую.
Здания украшены цветными колоннами, расширяющимися кверху.
Многие помещения украшены фресками. Это копии, подлинники хранятся в Археологическом музее.
Людей минойские художники (так же как и египтяне) изображали исключительно в профиль. Может быть, в фас не научились еще рисовать?
Знаменитая фреска «Принц с лилиями», датируется примерно 1550 годом до н. э. Кстати, на подлиннике в музее я никаких лилий не нашла. Фреска восстановлена по трем отдельным фрагментам (голове, туловищу и левой ноге), и некоторые ученые считают, что они принадлежат трем разным фрескам, а голова вообще женская. Очень может быть, что мы видим плод неуемной фантазии реставраторов.
Эванс руководил не только раскопками, но и восстановил многое фрагменты дворца.
Впрочем, историки ставят это ему скорее в вину, чем в заслугу. Меня же такой новодел ничуть не смущает.
Камни то от этого «моложе» не стали?
Неспециалисту трудно разобрать, где здесь древняя кладка, а где восстановленные элементы.
Историки считают, что первая «версия» дворца была разрушена мощным цунами, возникшим изза землетрясения.
Дворец восстановили, но после этого он просуществовал не более века и по неизвестным причинам был покинут людьми.
Эванс составил подробное описание резиденции царя Миноса и рассказал о том, как здесь в роскоши и праздности жили люди. Комплекс состоял из четырехэтажных строений, стены украшали красочные фрески, имелся водопровод и канализация, были оборудованы ванны. В многочисленных кладовых помещениях находились сосуды для хранения вина, масла и меда. Некоторые гигантские сосуды-пифосы вмещали более 500 литров. Совершенно непонятно как они использовались, тем более что многие были обнаружены в маленьких помещениях, стены которых сооружены уже после установки пифосов.
Дома были снабжены сложной системой освещения и кондиционирования. Привычных нам окон не было, их роль выполняла серия дверей.
Мегарон (покои) Царя.
Фреска «Дельфины» в Мегароне Царицы.
Такими «Рогами» был украшен весь комплекс. Бык был главным тотемом у минойцев. Легенда о Минотавре, видимо, возникла после того, как греки, прибывшие на Крит, увидели жреца в маске быка и приняли его за чудовище.
В средней части комплекса расположена просторная Центральная площадь.
Чтобы взглянуть на Тронный зал ждем в очереди. В прихожей стоит деревянный трон, реконструированный по найденным обломкам.
Зал считается старейшим тронным залом Европы.
Перед троном расположена огромная чаша, по бокам каменные скамьи. Это реконструкция Эванса.
Стены украшены изображениями мифических грифонов.
Голова орла символизирует Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.
За черными колоннами находится ванна для омовений.
Царская дорога ведет из дворца.
Приведу фотографии деревянного макета из Археологического музея. Он дает хорошее представление о масштабах и устройстве комплекса.
Действительно, настоящий лабиринт!
И все стены украшены стилизованными рогами.
Уже дома, читая в интернете различные материалы по раскопкам дворца, я наткнулась на альтернативную версию назначения Кносского комплекса. В 1975 году немецкий профессор геологии Ганс Георг Вундерлих обратил внимание на то, что многие детали внутренних строений сделаны из крайне непрочного материала - алебастра. Из него сделаны ступени лестниц, пороги жилищ, ванны и даже царский трон. Только внешние стены каменные. Плюс непонятное назначение гигантских пифосов, замурованных в тесных каморках. Непонятная гибель дворца в одночасье, отсутствие конюшен и военных укреплений. Вундерлих делает неожиданный вывод: Кносский дворец никогда не использовался для жизни. Это некрополь! Храмовый комплекс огромных размеров был местом культа смерти. Здесь совершали жертвенные ритуалы — тайные и кровавые. Ванны были саркофагами, а в пифосах хранились мумии. На фресках изображены похоронные процессии, все знаки траура присутствуют — преобладают оттенки голубого, у женщин лица выкрашены белой краской, а у мужчин - коричневой. Игры с быками вовсе не спортивное соревнование, а ритуальный обряд жертвоприношения.
Эта версия потрясла меня. Напомню, что о ней я узнала уже после посещения Кносса. Неужели эта вся красота — город мертвых? Но ведь в древности загробной жизни уделяли гораздо большее значение, чем жизни земной. Достаточно вспомнить египетские пирамиды или культовые сооружения ацтеков. Впрочем, официальной версией до сих пор является трактовка Эванса.
Интересно, если бы участок достался Шлиману, каким бы мы увидели Дворец?