Прогулка по древней Агоре

Титаны на коленях, время собирать камни и храм Гефеста изнутри

02.01.2017

Кроме Акрополя в Афинах есть еще немало мест, где можно полюбоваться античными памятниками. Среди них особо стоит выделить Афинскую Агору.
Агора расположена у подножия Акрополя, это центральная площадь древних Афин. Здесь выступали политические деятели, проходили важные встречи, велась торговля, вершилось правосудие. Если Акрополь являлся духовным, сакральным центром Афин, то Агора — это центр социальной, политической, культурной и экономической жизни города.  Само слово «агора» происходит от глагола, означающего собирать, созывать.
Наше стремление попасть на Афинскую Агору объяснялось прежде всего желанием поближе рассмотреть спрятанный среди зелени чудесный, практически целый храм, издали напоминающий Парфенон в миниатюре.

Попасть же на Агору нам удалось лишь во второй наш приезд в Афины. И тут нам повезло — 2 января, видимо в честь Нового года, был льготный тариф, входной билет стоил 4 евро вместо обычных 8.
Музей-заповедник Афинская Агора -­ это результат масштабных раскопок, начатых в 30-х годах прошлого века при финансировании семьи Рокфеллеров. Но для того, чтобы начать раскопки пришлось снести несколько кварталов городской застройки XVIII — XIX веков.
Первое, что мы видим, войдя на территорию заповедника — это широкая Панафинейская дорога, проходящая через Агору по диагонали и ведущая на Акрополь. Название она получила от Панафинейских игр — ежегодных религиозных празднований для всех граждан, включая ограниченных в правах и чужестранцев (пан-афинеи, то есть для всех афинян). Дорога служила основной транспортной магистралью города, по ней религиозные процессии следовали на Акрополь, также здесь устраивались гонки на колесницах.
Слева от дороги за деревьями виднеется вполне современное здание с колоннами, его осмотр мы оставим напоследок.

От Панафинейской дороги мы пошли направо, направляясь к заветному храму. Территория заповедника буквально утопает в зелени, такое обилие деревьев, кустарников, пальм и кактусов вовсе не характерно для современных Афин. Не по-зимнему яркое солнце сделало наше посещение Агоры вдвойне приятным. Среди зелени буквально рассыпаны исторические артефакты.
Вот на массивных постаментах возвышаются три статуи каких-то существ.

Это то, что осталось от шести скульптур мифических персонажей — стоящих на коленях ­Тритонов с рыбьими хвостами и Титанов с хвостами змей. Стояли они у входа в Одеон Агриппа, двухэтажный концертный зал, от которого ничего не осталось.

Вот на вершине холма Агереос Колонос показался и наш храм. Уже отсюда понятно, что не такой он уж и целый, куска крыши явно не хватает.

Поднимаемся по ступеням древней лестницы, конечно же мраморной.

Вот и он, Гефестеон, или по другому, Храм Гефеста (4 век до н.э.)­ — лучше всех сохранившийся храм Древней Греции. 

Храм изначально был построен в честь бога­-кузнеца Гефеста. Внутри были установлены огромные статуи Афины и Гефеста, до наших времен, увы, не дожившие. Позже храм был переоборудован в христианскую церковь святого Георгия, благодаря чему так хорошо и сохранился. Службы в нем велись аж до 1833 года. После этого еще около 100 лет в здании был музей. То есть на момент начала масштабных раскопок Гефестион пребывал во вполне нормальном состоянии.

Но сейчас по периметру храма стоит ограждение. А мы ­то надеялись, что можно будет внутрь зайти, постоять в окружении колонн! Вблизи храм выглядит гораздо хуже, чем издали. Заглянув сбоку мы увидели до черна прокопченные балки и стены. Что же здесь произошло? Случайно вспыхнул пожар или это следы Второй Мировой войны? Информацию на этот счет я так и не смогла найти. Хочется верить, что реставрация Гефестиона начнется раньше, чем он развалится.

Но если Храм Гефеста еще можно назвать целым, то от большинства сооружений древней Агоры остались лишь руины. Мы смогли идентифицировать принадлежность только малой их части.

Вот эти мраморные столбики являются фрагментами пьедесталов на месте памятника Героям Патронам, давшим имя 10 племенам Аттики.

А этот могучий торс не что иное как Скульптура Адриана, римского императора, особо почитаемого греками. Адриан высоко ценил греческую культуру и построил много великолепных зданий в любимых Афинах, например, храм Зевса Олимпийского. На кирасе изображена Римская волчица, а над ней ­ богиня Афина, что символизирует убеждение Адриана: Рим поддерживает Грецию, но греческая культура возвышается над Римской империей

На Агоре было несколько зданий, представляющих собой портик с колоннами. Это Галереи или, по другому, стои.  От Средней стои, самого большого здания Агоры остались лишь руины.

Среди развалин выставлены каменные сосуды, используемые в качестве надгробий.

Фрагменты колонн

Есть и просто камни, аккуратно собранные на прямоугольной площадке.

Полностью целых зданий всего два. Первое — византийская церковь Святых апостолов, впрочем, никакого отношения к Древнему миру не имеющая. Это XI век нашей эры, отреставрирована церковь в 1956 году.

Крышу второго здания мы уже видели слева от Панафинейской дороги. Это реконструкция стои Аттала. Галерея подарена Афинам царем Атталом II во II веке до н.э. и была полностью разрушена в 267 году.

В результате раскопок были обнаружены фрагменты галереи и к середине ХХ века воссоздан ее макет в натуральную величину.
Издали стоа мне показалась каким-то новоделом, но зайдя вовнутрь можно по достоинству оценить усилия реставраторов. Длиннющий коридор из двух рядов колонн впечатляет! Низкое вечернее солнце, проникая между колоннами и прочерчивая тени на мраморном полу, усиливало эффект. Что-то подобное я ожидала увидеть в Гефестионе.

Стоа Аттала использовалась для торговли, в самом прямом смысле, это был древний торговый центр, со множеством помещений — магазинов. Сейчас внутри галереи расположен Археологический музей Афинской Агоры. Здесь представлены греческие и римские скульптуры,  элементы колонн, керамика, различные предметы, обнаруженные во время раскопок.

Среди предметов быта наше внимание привлекли

древний мангал и хлебопечка

 а также детский горшок.

Территория Агоры открыта зимой всего до 15 часов, за 15 минут до закрытия начали раздаваться свистки ­- это служащие из разных частей парка сгоняли посетителей к выходу, подобно тому, как в древности охранники метрономы использовали свистки для наведения порядка.

Мы поспешили к выходу.
Лишь местный пес продолжил свой мирный сон, гармонично вписавшись в каменистый ландшафт.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *