В нашей жизни в Сербии все происходит неожиданно. Живёшь себе «полако», размеренной жизнью провинциала, никуда не спешишь. А потом вдруг оказывается, что тебя куда-то пригласили. И хорошо, если не «сада» (сейчас), а «сутра» (завтра). То соседка питу испекла, то знакомые виноделы дегустацию устраивают, то парикмахер решил в кафанe угостить. Так и эта поездка была для нас полной неожиданностью. Просто наш хороший друг вдруг решил нас свозить в монастырь. Ключевое слово здесь «вдруг».
Ехали через Деспотовац, что в 25 км от Ягодины. И потом еще километра два.
По дороге выяснилось, что едем мы в монастырь Манасия, ХV век.
Вот и цель нашей поездки. В окружении гор, среди лесов возвышаются древние стены.
Расположен монастырь на реке Ресаве и изначально носил её имя.
Основал монастырь Деспот Стефан Лазаревич в 1407-1418 гг. Кстати, город Деспотовац в его честь назван. Стефан Лазаревич известен также как Стефан Высоки, не только из-за богатырского телосложения, но и благодаря выдающимся заслугам перед отечеством. Он был сыном царя Лазаря и царицы Милицы. Вошёл в историю как мудрый дипломат, прославленный военачальник, лучший из рыцарей «Ордена Дракона» ( витез „Змајевог реда“), а кроме того, как один из величайших сербских писателей Средневековья. Монастырь Манасия был главным духовным центром его правления.
Монастырь окружают внушительные крепостные стены с 11 башнями. Высота стен 12 метров, ширина — более трех. Самая массивная из башен — донжон кула (цитадель), или Деспотова кула ( башня Деспота).
В центре находится Церковь Святой Троицы, выполненная в традиционном моравском стиле. Она является второй по величине среди средневековых монастырей, сразу после церкви монастыря Високи Дечани.
В церкве под белой мраморной плитой покоятся мощи Стефана Лазаревича.
Монастырь Манасия во времена правления Деспота Стефана и последующие столетия был главным центром духовной и культурной жизни Сербии. Славился монастырь в первую очередь своей библиотекой, где хранилось множество важных документов и книг. При библиотеке действовала копировальная мастерская, в которой работали учёные монахи, переводчики, переписчики и писатели. Напомню читателю, что в те времена книги переписывались вручную, делались так называемые списки (копии). Здесь было выпущено большое количество тестов для церковных нужд. Монастырская библиотека насчитывала более 20 тысяч книг. «Ресавское письмо» высоко ценилось и долгое время служило образцом для более поздних переписчиков.
По правилам этой школы работы велись также в церкви Печского Патриархата и монастырях Хиландар, Дечани и Любостинья. Со временем влияние школы Ресава распространилось на другие страны, такие как Македония, Болгария, Румыния и Россия.
Одним из главных лидеров школы Ресавы был Константин Философ, позднее описавший жизнь деспота Стефана Лазаревича.
История Манасии сложна и трагична, как и история всей Сербии. Пожары, войны, предательства и разграбления не обошли святую обитель стороной. Монастырь попеременно завоёвывали турки и австрийцы. Было даже время, когда колокола и кресты были сняты, а среди проживающих на территории монастыря оказались имам и хатиб (по переписи 1516 года).
Монастырь начали восстанавливать с начала 19 века стараниями монаха Иоаникиса, а позже благодаря влиянию Милоша Обреновича. Отметились здесь и русские цари, так почитаемые сербами. Императрица Мария Александровна (жена Александра Второго) подарила монастырю «Четвероевангелие» и крест.
В 1954 году монастырь стал женским, и в 1977 году построили первое общежитие для святых сестёр.
В 1985 году построен современный конак (гостевой дом) с библиотекой и парадной столовой.
В 2006 году монастырь отметил свое 600-летие.
С февраля 2022 года Манасия вновь стала мужским монастырем.
Территория монастыря чистая, ухоженная. Видели насколько экскурсионных групп, среди них одну русскоговорящую. В церкви шла служба, поэтому заходить не стали. Очень понравилась атмосфера этого места. Горный воздух, запах хвойных деревьев и удивительная умиротворённость. Зашли в церковную лавку. Продают ракию, ликёры, вино, мёд, косметические крема и сувениры. Напоследок умудрились с монахами познакомиться.